1. Введение в тему:
- выявление навыков, необходимых для проведения эффективного обсуждения;
- определение критериев эффективного обсуждения
Методы обучения: ролевая игра, обсуждение.
Результат: участники запомнят перечень навыков, необходимых для успешного проведения обсуждения, критерии эффективного обсуждения, оценят уровень собственных навыков ведения совещания с целью сбора информации.
2. Планирование встречи (совещания):
- выделение тем встречи (совещания);
- формулирование последующих результатов;
- планирование процессов.
Методы обучения: интерактивная мини-лекция, индивидуальное упражнение, упражнение в тройках, обсуждение.
Результат: участники запомнят последовательность действий при планировании встречи (совещания), спланируют темы и сформулируют результат для проведения ближайшей групповой встречи (совещания).
3. Планирование групповых процессов:
- уровень вовлеченности участников встречи (презентации, комментарии и вопросы, развернутое обсуждение, сближение и выравнивание, соавторство и обязательства);
- активность (различные форматы, позволяющие добиться нужного уровня активности: презентации, вопросы, комментарии, опрос по кругу, малые группы, открытая дискуссия, «мозговой штурм», индивидуальные записи, развернутое обсуждение, «караван»);
- расчет времени.
Методы обучения: интерактивная мини-лекция, индивидуальное упражнение, упражнение в парах, обсуждение.
Результат: участники выберут подходящий формат активности для обеспечения нужного уровня вовлеченности аудитории в процесс для проведения встречи (совещания).
4. Развитие навыков ведущего встречи (совещания). Основные техники активного слушания
-
для сбора идей:
- «сбор мнений»;
- «ободрение». -
для помощи в выражении мыслей:
- «пересказ»;
- «расспрос»;
- «перефразирование»;
- «вовлечение». -
для работы с эмоциями:
- «ободрение»;
- «признание чувств»;
- «принятие»;
- «эмпатическое слушание»;
- «преднамеренное молчание». -
для управления процессом обсуждения:
- «стекинг»;
- «линкование»;
- «уравновешивание»;
- «поиск точек соприкосновения»;
- «ум-па-па»;
- «фиксация отклонения от темы». -
для фиксирования результатов обсуждения:
- «трекинг»
- «подведение итогов». - навыки чартрайтинга.
Методы обучения: групповое упражнение на отработку техник активного слушания, индивидуальное упражнение, обсуждение.
Результат: участники отработают техники активного слушания, чартрайтинга, смогут продемонстрировать их в ролевой игре.
5. Планирование процесса встречи (совещания) для цели сбора информации:
- цели совещания по сбору информации (реакция, обратная связь, предложение);
- варианты форматов групповой активности для сбора информации;
- различные варианты проведения мозгового штурма.
Методы обучения: интерактивная мини-лекция, ролевая игра с обратной связью, обсуждение.
Результат: участники отработают навыки проведения групповой встречи с целью сбора информации, смогут выбирать и применять различные форматы групповой активности для сбора информации.
6. Метод «Мировое кафе»:
- особенности процесса и тип интервенций фасилитатора;
- обзор процесса;
- участие в обсуждения в формате «мирового кафе».
Методы обучения: обсуждение, интерактивная мини лекция, ролевая игра.
Результат: участники смогут проводить обсуждение в формате «мирового кафе».
7. Динамика группового процесса принятия решения:
- ромб принятия группового решения;
- работа с трудной динамикой;
- техники преодоления непонимания.
Методы обучения: ролевая игра, обсуждение, интерактивная мини-лекция, упражнения в тройках.
Результат: участники смогут диагностировать сложное поведение участников совещания и применять техники преодоления непонимания.
- Концепция программы обучения «Продвинутые навыки фасилитации»
- Концепция программы обучения «Фасилитация как технология организационного развития»
- Метод «Стратегические изменения в реальном времени»
- Метод фасилитации «Базовая фасилитация»
- Метод фасилитации «Выход за рамки»
- Метод фасилитации «Динамическая фасилитация»
- Метод фасилитации «Конференция поиск»
- Метод фасилитации «Открытое пространство»
- Метод фасилитации «Поиск будущего»
- Метод фасилитации «Саммит позитивных перемен»
- Метод фасилитации «Мировое кафе»